Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Со второй половины прошлого столетия мы наблюдаем период глобальных трансформаций в технической сфере и масштабное развитие Интернета. Возникновение Интернета связано с 1969 годом, когда Пентагон, для того, чтобы увеличить качество системы национальной обороны, интегрировал через телефонную станцию все компьютеры американских командных пунктов в сеть «Арпанет». С 80-х гг в США начинается исследование, которое интегрирует компьютеры для обмена информацией между ведущими центрами. 6 августа 1991 года появляется первый веб-сайт.
Интернет начинает все больше и больше проникать в жизнь общества. Интернет сформировал новый мир для общества.
На стыке веков появляются системные трансформации в структуре медиасистем многих стран мира. В 1995 году социолог Н. Негропонте говорил, что дигитализация, то есть перевод информации в вид цифры, инициирует формирование и создание нового контента, будут новые эксперты и экономические модели, отдельные поставщики информации.
«Главная проблема современного мира – это менеджмент внимания. Конкурентное преимущество – не в обилии информации, а в ее ограниченности. Люди нуждаются не в объеме новой информации, а в мощных фильтрах и удобных средствах навигации в мире информации» .
Целью данной работы является рассмотрение манипулятивных приемов в рекламе.
1 Общая характеристика манипуляций в рекламе
Манипуляция представляет собой своего рода психологический прием, целью которого является принудить человека к определенным действиям вопреки его желанию. При этом влияние осуществляется не явно, а скрыто. Суть манипуляции состоит в том, что личность, на которую оказывается давление, должна сама захотеть совершить определенные действия, даже если ей это невыгодно. Люди начинают использовать технику манипуляции в тех ситуациях, когда не уверенны в чем-либо, или же даже боятся отрицательного исхода событий. Очевидно, что многие компании и корпорации по этой же причине выбирают для себя именно эту тактику в рекламе, опасаясь низких продаж товаров или услуг, они стараются манипулировать своими клиентами . Самой умелой, правильной и достойной манипуляцией, стоит считать ту, которая намекая, приводит клиента самого к нужному выбора, а не открыто кричит. Вероятно, такая реклама создает для клиента иллюзию того, что это вовсе не манипуляция, а скорее совет, рассуждение, и им не манипулируют, а решение принимает он самостоятельно. Именно созданием иллюзии вот этого всего и занимается та самая реклама, которой большинство, которая всех бесит, но которая так или иначе срабатывает на своей аудитории.
Существует 6 основных способов манипуляции в рекламе:
–Давить на желания
У каждого человека, существуют какие-либо установки, желания, мечты и потребности. На этом и играют в рекламных сообщениях, где представляется, например, отдых на островах, у моря.
Примером этому – реклама Bounty. Райское наслаждение. Это будет работать до тех пор, пока не изменятся установки и ценности людей.
–Запугивание
Люди наиболее пугливы и уязвимы в сфере здоровья и красоты. С наибольшей силой это проявляется с возрастом человека, чем старше человек становится, тем более он думает и переживает о своем здоровье, внешнем виде (особенно женщины), о том как его сохранить и придерживать.
–Создавать проблему и предлагать решение. Этот способ манипуляции естественным образом вытекает из двух предыдущих. Когда реклама уже напугала свою жертву, она следующим кадром показывает решение всех трудностей и прямой билет к удовлетворению всех потребностей.
–Создавать иллюзию «Можно». Этим способом чаще всего промышляют банки и прочие финансовые компании, а так же различные магазины электроники, рекламируя тем самым, в случае с электроникой не только товары, но и условия покупки/кредита. На российских телеканалах, например, был возможен ролик, в котором папа в магазине бытовой техники позволяет своему сыну складывать в тележку все, что тот пожелает, сопровождая это фразой «Сегодня всё можно, сынок!»
–Обращаться к авторитетам.
Человек не может быть компетентен абсолютно во всех сферах жизни, поэтому ему свойственно прислушиваться к людям, кто более осведомлен в тех или иных вопросах и более авторитетен. Именно поэтому в нашей рекламе столько людей в белых халатах, экспертов, лабораторий и приборов.
–Использование всего богатства сравнительной лексики.
«Новинка», «уникальный», «революционный», «первый», «единственный», «больше», «эффективней» и так далее, и тому подобное — нет числа этим восторженным существительным и прилагательным, призванным создать у целевой аудитории впечатление, что только этот продукт заслуживает внимания, а все остальное-не достойно внимания аудитории.
2 Манипулятивные приемы в телевизионной рекламе
Важнейшим способом манипулирования мнением общественности являются средства массовой информации. Фундамент – конструирование потоков информации и управление ими. Алгоритм данной деятельности системно сформулировали П. Бурдье и У. Рибер. Создаётся так называемый «информационный вал» - интегрированный поток хаотичной, но объективной информации, которая направляется в адрес общества или манипуляторов социумов, в форме, которая способна инициировать и интерес по максимум и вызвать доверие .
Происходит мониторинг реакции адресатов на разные блоки информации этого потока. Когда воспринимаемость информации и доверие к ее источнику уже зафиксированы, инициируется выборочное, регламентированное деление потока информации при помощи:
– умолчания, когда информация, которая не выгодна манипулятору, изымается, а выгодная информация подается в выигрышных для восприятия на фоне нейтрализации другой информации.
– перестановок, когда важная для создания позиции в обществе информация подается как незначительная, а важная манипулятору выносится в анонс или начало потока информации.
– привлечения в качестве субъектов или доведения до сведения, озвучивания необходимой для социального манипулирования информации авторитетных для данной массы или социальной группы источников или деятелей, изданий, государственных и общественных институтов.
Потом мониторится реакция потребителей такого информационного потока и если доверие к ней не падает или падает несущественно, к таким способам прибавляют:
- история и реальность фальсифицируются при помощи подбора цитат, цифр, которые подводят информацию к определенному выво
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Антонова Н.В., Психология потребительского поведения, рекламы и PR. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. — 325 с.
2) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011
3) Иванова В. А., Специфика использования приема "экспертное мнение" в рекламной коммуникации // Маркетинг в России и за рубежом. — 2020. — № 6. — С. 57-65
4) Зирка В.В. Манипулятивные игры в рекламе: лингвистический аспект. М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2020. 253 с.
5) Клустер Д. Что такое критическое мышление? //Перемена, 2001, № 4
6) Маркова Е. В., Психология рекламы. — Москва : Издательство "ФОРУМ", 2020. — 152 с.
7) Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М.: Инфра-М, 2020.
8) Подорожная Л. В. Теория и практика рекламы. — М.: Омега-Л, 2020. — 343 с.
9) Тисенкова О. А., Мельникова С. А. Product Placement: технология скрытой рекламы // Проблемы экономики и менеджмента. — 2020. — № 5. — С. 120-125
10) Юшкова Д. Р. Product placement в кинематографе // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 768-771. — URL https://moluch.ru/archive/136/38040/ (дата обращения: 24.05.2021).